Выше мы разобрали закономерности развития Экономического цикла на примере замкнутой экономики. Но, если страна включена в мировую экономику, то появляются новые внешние факторы, оказывающие прямое или косвенное воздействие на экономику исходной страны. Это степень открытости или закрытости стран, с которыми исходная страна связана экономическим узами. Это различия в удаленности (и соответственно, проблема транспортировки), процентных ставках, таможенных пошлинах, налогового давления правительств, инвестиционном климате, мобильности капитала и т.д. и т.п.
Ливермор говорил, что работа трейдера похожа на труд следователя, ищущего преступника. Следователь, выстраивая логические цепочки, выводящие его на преступника, готов к тому, что он никогда не узнает ВСЕХ обстоятельств преступления, но.. это не помешает ему вычислить преступника. Потому что, он использует логику и улики.
К счастью, Хаберлер дал нам логику, позволяющую сориентироваться в непростой задаче трактовки международных аспектов Экономических циклов. Давайте познакомимся с этой замечательной работой (хотя Хаберлер писал об этом в 1937 году, его умозаключения не потеряли актуальности и в 2009 году). Улики - экономические новости, мы сможем почерпнуть из сети.
Глава XII МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЦИКЛОВ
§ 1. ВВЕДЕНИЕ
Трактовка международных аспектов в предыдущих главах
В предыдущих главах мы анализировали экономические колебания, не уделяя большого внимания их международным аспектам. Говоря о "странах", мы имели в виду не полностью замкнутые хозяйственные единицы, а территории, в пределах которых могут проявляться все характерные особенности экономического цикла: колебания возрастающего и падающего спроса на деньги, взаимодействие спроса на потребительские товары и спроса на товары производственного назначения, изменения во времени в уровне занятости и степени нехватки факторов производства. В ходе изложения мы затрагивали вопрос о влиянии тех или иных факторов на внешнеэкономические взаимоотношения и о нарушениях, которые вызываются ими лишь попутно. Мы трактовали эти вопросы вне связи с другими фактами и не подвергали их дальнейшему анализу. Теперь мы должны попытаться перейти к систематическому исследованию этих международных аспектов. Там и где это требуется, следует строить аргументацию с учетом того факта, что действительный мир представляет собой не единое большое экономическое целое и не скопление замкнутых систем, а сложную систему разного рода экономических взаимоотношений отдельных лиц друг с другом. Эти лица поддерживают наиболее тесные связи со своими ближними и соотечественниками; но все они связаны - иногда непосредственно и всегда косвенно - с самыми отдаленными пунктами земного шара. При таком изменении аргументации попутно связываются две отрасли экономической теории, которые слишком часто рассматриваются в отрыве друг от друга: теория международной торговли и теория экономических изменений.
Методы изложения
При систематическом описании осложнений, вызываемых внешнеэкономическими факторами, мы можем придерживаться двух альтернативных методов. Первый метод состоит в том, чтобы начать с допущения о существовании двух или большего числа совершенно независимых и изолированных хозяйственных единиц, а затем вводить один за другим различные типы экономических связей, наблюдаемых в действительности (обмен товарами и услугами, движение капитала, различные типы денежных связей), и таким путем исследовать влияние каждого вида этих связей на ход цикла в различных странах и вопрос о том, в какой мере эти связи являются причиной совпадения смены периодов процветания и спада в различных районах, о которых идет речь.
Другой метод подхода, который принят нами здесь, состоит в том, чтобы начать с гипотезы существования "беспредельного" ("spaceless") замкнутого хозяйства, охватывающего весь мир, а затем вводить одно за другим обстоятельства, разделяющие и разъединяющие это хозяйство. Разъединяющие факторы рассматривается нами в таком порядке, что мы начнем с наиболее общих, естественных и неизбежных фактов материального порядка и от них перейдем к более искусственным условиям, созданным людьми; при этом мы сначала покажем действие первой группы факторов, оставляя в стороне вторую группу, но действие второй группы факторов будем рассматривать уже с учетом первой группы.
Первый разъединяющий фактор, который следует ввести в анализ, - это стоимость транспорта, другими словами, несовершенная мобильность товаров и услуг. Второй фактор - локализация инвестиций, кредита и банковского дела (несовершенная мобильность капитала). Третий и, быть может, самый важный фактор - национальная автономия в области денежного обращения. Таким образом, мы имеем ряд обстоятельств, которые все больше приближают нас к действительности. При рассмотрении вопроса на каждой стадии аргументации необходимо, кроме того, выделить особо фактор распределения ресурсов (в самом широком смысле слова) между различными "странами". Именно неравномерное географическое распределение экономических ресурсов и деятельности придает разъединяющим факторам то важное значение, которое они имеют. Если бы каждый район или страна обладали в достаточном количестве всеми видами ресурсов, то высокая стоимость транспортных издержек на перевозки между ними не играла бы роли.
Само собой разумеется, что некоторые из этих разъединяющих факторов - в особенности первый, но до некоторой степени и второй - оказывают действие не только в отношении различных стран, отделенных друг от друга государственными границами, но и в отношении различных районов в пределах одной государственной территории. Поэтому, когда мы говорим просто о "странах", это слово следует понимать в значении, вытекающем из контекста.
§ 2. ВЛИЯНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ РАСХОДОВ; НЕСОВЕРШЕННАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ТОВАРОВ
Локализация расширения и сокращения деловой активности
Наиболее естественным и неизбежным из всех разъединяющих факторов являются издержки транспорта. Транспортные издержки следует толковать в широком смысле, охватывающем не только расходы, связанные с перевозкой товаров из одного пункта в другой, от одного производителя к другому или от производителя к потребителю, но и усилия и расходы, связанные с передвижением потребителя к местонахождению товаров и услуг. Мы исходим из предположения, что ресурсы в значительной мере локализованы то ли в зависимости от естественных условий, то ли, как это имеет место в отношении ресурсов рабочей силы, в силу множества других причин. Кроме того, следует иметь в виду, что на этой стадии нашего анализа мы все еще предполагаем существование единой денежной и кредитной системы во всем мире.
При данном географическом распределении ресурсов влияние транспортных расходов выражается в том, что они благоприятствуют такому кумулятивному повышательному и понижательному движению спроса на деньги, который концентрируется в отдельных районах, хотя и не полностью ограничивается ими. Если бы не было транспортных расходов в указанном выше значении, то специализация отдельных районов в особых отраслях производства, которая является следствием неравномерного распределения ресурсов между отдельными районами, могла бы свободно развиваться.
Предположим теперь, что в этих условиях группа людей случайно расходует какую-то сумму денег. Это приведет в первую очередь к увеличению доходов рабочих и предпринимателей, производящих товары, на которые направлен этот дополнительный спрос. Вероятно, это первичное приращение доходов окажет на одни районы более благоприятное воздействие, чем на другие. Однако после израсходования этого первичного приращения доходов произойдет вторичное приращение доходов, и нет основания полагать, что эти вторичные дополнительные доходы выпадут на долю именно тех же самых районов, где имело место первичное приращение доходов, или же вернутся к тем лицам, которые, случайно увеличив свои расходы, положили начало всему этому процессу. Нельзя предполагать, что кумулятивный процесс расширения деловой активности локализуется в пункте, где он начался, или концентрируется вокруг него; он распространится беспорядочным образом по всей экономической сфере.
Однако когда мы вводим транспортные издержки, тогда специализация и разделение труда между районами имеют тенденцию к уменьшению; и мы наблюдаем, что первичное приращение занятости и доходов распределяется в большей мере между теми, кто проживает поблизости от группы, увеличившей свои расходы. Вторичное приращение доходов выпадает также
преимущественно на долю тех, кто живет и работает поблизости от лиц, получивших первичное приращение доходов, и т.д.
Противодействующее влияние неравномерного распределения ресурсов
Кумулятивное движение расширения деловой активности, разумеется, не обязательно должно ограничиться каким-либо отдельным районом. Хотя влияние транспортных расходов ограничивает это движение, тем не менее неравномерность распределения ресурсов способствует сохранению географического разделения труда, развитию обмена между районами, вследствие чего некоторая часть добавочных доходов отдельных лиц в данной местности расходуется в течение непосредственно следующего за этим периода на "импорт" тех или иных товаров. Таким образом, чем уже специализация различных районов по отдельным видам хозяйственной деятельности, тем меньше возможность увеличения или уменьшения денежного обращения в пределах той или иной местности или района. Пытаясь нарисовать картину увеличения денежного обращения с точки зрения какой-либо отдельной страны или района, мы должны иметь в виду
тот факт, что каждый пункт расположен по-разному в отношении данного распределения экономических ресурсов на поверхности земного шара. Каждая местность имеет свои характерные для нее возможности в области производства различных товаров и оказания услуг и свое характерное сочетание транспортных расходов, влияющих на ее обмен с другими центрами
производства. Поэтому случайное увеличение спроса на товары и услуги, выраженного в деньгах, в одном районе может ограничиться этим районом, тогда как в другом районе увеличение спроса может в короткий срок распространиться за его пределы.
В такой, например, стране, как Англия, преобладающая часть первичного добавочного дохода будет израсходована на продукты (продовольствие, текстиль и т.п.), производство которых на его более ранних стадиях размещено за границей. Таким образом, значительная часть средств, расходуемых из вторичного и дальнейших приращений доходов, уйдет в аграрные страны, а благоприятное влияние на британский экспорт может оказаться незначительным и сильно замедленным. То же самое верно и в отношении такой страны, как Новая Зеландия, население которой затратит значительную часть своих добавочных доходов на покупку промышленных изделий из Соединенных Штатов и Европы. Иначе обстоит дело в США; они могут быть приведены в качестве примера страны, в которой лишь весьма незначительная часть добавочного дохода потребителей будет направлена за границу. Необходимо, однако, иметь в виду не только расходы на потребительские товары, но и расходы на инвестиционные товары, которые до известной степени зависят от первых. В слаборазвитой стране, не имеющей тяжелой промышленности, процесс увеличения денежного обращения посредством взаимного стимулирования потребления и инвестирования - так называемый викселианский процесс - будет играть незначительную роль. Когда оживление происходит в британской промышленности, оно дает стимул строительству и расширению промышленных предприятий.
Наличие мирового рынка капитала (который, как предполагается на данной стадии нашей аргументации, функционирует бесперебойно) обеспечивает неограниченное предложение фондов для инвестирования, так что вложения могут осуществляться беспрепятственно, поскольку ставка процента не повышается. Вложенные средства расходуются на изделия британской тяжелой промышленности, и приток денежных доходов возрастает. С другой стороны, если первоначальный стимул к процветанию возникнет в какой-либо части Китая, то, быть может, окажется выгодным расширить, например, железнодорожную сеть; в этом случае значительная часть вложенных денег уйдет в Европу или Америку, которые поставляют требующиеся капитальные товары.
Тенденция к распространению местного расширения деловой активности на другие районы
Не следует предполагать, что доля расходов в какой-либо стране, уходящая за границу в оплату за импортируемые товары, остается всегда одинаковой на всех фазах цикла. По мере развития процесса местного расширения или сокращения деловой активности происходят изменения в распределении доходов и расходов, что может привести к увеличению или уменьшению доли, приходящейся на закупки за границей; однако нет оснований ожидать, что движение это будет носить какой-либо систематический характер. Более важное значение имеет уже затронутый нами вопрос о том, что по мере изменения в соотношении между спросом на инвестиционные товары и спросом на потребительские товары отлив денег за границу будет либо уменьшаться, либо увеличиваться. При таком положении дел можно ожидать, что в каждом отдельном случае движение, выражающееся и большем или меньшем отливе денег за границу, будет носить систематический характер; однако мы не можем в общем и целом заранее определить направление этого движения.
Мы можем, однако, сказать, что чем дальше развивается процесс расширения деловой активности в рамках отдельной местности, тем больше возможность того, что оно "перельется" в другие районы, а это произойдет по другой, третьей по счету, причине. Импорт будет увеличиваться не только pari passu (наравне и одновременно – лат.) с доходами, но быстрее. По мере расширения деловой активности товарные запасы раскупаются, безработица рассасывается и мощность оборудования используется полнее. Вследствие этого заработная плата и цены повысятся, и благодаря действию механизма, описанного в классических трудах по теории международной торговли, спрос как внутри страны, так и за границей переключится с товаров местного производства на их заграничные заменители. Стадия инфляции цен еще более опасна для бума местного масштаба, чем для общего бума, и означает начало конца местного бума. Если же цены сохраняются на неизменном уровне в результате, например, технического прогресса, то бум может быть более длительным.
Факторы, облегчающие сосуществование процветания и депрессии
Однако влияние транспортных издержек не сводится только к тому, что они сдерживают распространение процветания или депрессии из одного района на другой. Они также создают возможность того, что кумулятивный процесс сокращения деловой активности в одном районе может происходить одновременно с кумулятивным процессом ее расширения в другом районе. Наиболее простой, хотя и не самой вероятной причиной подобного положения могло бы явиться изменение вкусов или распределения доходов во всем мире в целом, которое привело бы к переключению спроса с продуктов одного района на продукты другого. В условиях "беспредельной" экономики подобные "горизонтальные" сдвиги в спросе имели бы значение только для отраслей, непосредственно затронутых и смежных с ними; для остальной части экономической системы они были бы относительно мало важны, если только такой сдвиг не положил бы начало общему расширению или сокращению деловой активности. В реальном же мире такие сдвиги могут вызвать подъем в одной области и спад в другой.
К несколько сходным результатам приводят нововведения в методах производства или транспортировки, введение новых видов готовых изделий и т.п. В большинстве случаев подобного рода стимулируются новые отрасли, тогда как в затруднительном положении оказываются старые, конкурирующие с ними отрасли, т. е. отрасли, производящие оборудование или материалы, которые заменены или стали ненужными благодаря новым процессам производства, и отрасли, потерявшие свой рынок вследствие того, что спрос переключился на новоизобретенные виды товаров. Такой регресс в старых отраслях может не иметь серьезного значения до тех пор, пока новые методы не будут введены в действие. Но, после того как последнее произойдет, оно, надо полагать, должно ускорить - в условиях "беспредельной" экономики - поворот вниз. Если же, однако, новые отрасли размещены в одном районе, а их неудачливые соперницы в другом, то бедственное положение последнего может лишь слегка отразиться на продолжающемся процветании первого. Если одна страна слишком рано вышла вперед, то это не обязательно должно привести весь мир к крушению.
Влияние таможенных тарифов
Многое из того, что было сказано о влиянии транспортных расходов, столь же применимо к таможенным барьерам и прочим препонам развития международной торговли. Таможенные пошлины в особенности имеют то общее с транспортными расходами, что они также создают препятствие движению товаров; однако это препятствие преодолимо, если существует достаточно большая разница в уровне цен между экспортирующей и импортирующей странами. Поэтому вопрос о таможенных пошлинах уместно затронуть здесь, хотя их и можно считать более "искусственным" фактором, чем некоторые другие разъединяющие факторы, о которых речь будет ниже. В то время как транспортные издержки имеют тенденцию увеличивать долю спроса на те товары и услуги, которые производятся в близлежащих или более доступных районах, таможенные пошлины, взимаемые только у государственных границ, имеют тенденцию ограничивать спрос на продукты пределами той страны, где они произведены, или теми странами, таможенные барьеры которых сравнительно не настолько высоки, чтобы препятствовать импорту. Зачастую это означает, что пошлины действуют как дополнительный фактор, способствующий локализации увеличения и уменьшения денежного обращения. Однако это необязательно, поскольку они могут отвлекать спрос от ближних к более дальним источникам снабжения, например спрос населения, проживающего близ государственных границ и, следовательно, близ таможенных барьеров. Высокие охранительные пошлины могут привести к тому, что в местностях, находящихся в пределах одной страны или, быть может, одной империи, - периоды процветания и депрессии будут происходить одновременно, тогда как в других странах будет наблюдаться меньшая степень синхронизации.
Влияние изменений таможенных тарифов
Изменения таможенных тарифов приводят точно к тем же последствиям, что и изменения транспортных расходов. В этой связи мы можем отослать читателя к изложенному выше, на с. 307, краткому анализу возможного расширения деловой активности в результате введения таможенных пошлин в стране, охраняемой этими пошлинами. (Такого типа анализ можно легко применить к последствиям отмены таможенных пошлин для двух затронутых этой отменой стран.) С другой стороны, таможенные тарифы отличаются от транспортных расходов тем, что их можно изменять законодательным путем и, следовательно, в течение цикла в них могут систематически вноситься изменения в зависимости от принятого политического курса. Возможно, что посредством повышения таможенных преград страна сумеет отвлечь спрос от иностранных источников снабжения к отечественным (часть спроса, отвлеченного таким образом от покупки заграничных товаров, может, однако, быть омертвлена в форме тезаврированных денег). Поэтому страна, вероятно, сможет, используя свою власть, прибегать к изменению своих таможенных тарифов как к средству для смягчения силы колебаний в промышленном производстве, повышая эти тарифы, когда ей угрожает дефляция, происходящая в других странах, или возникающие внутри страны дефляционные тенденции, и, напротив, снижая их в случае возникновения инфляции внутри страны или за границей.
Хотя тенденция международной торговой политики с начала последней четверти XIX в. развивалась в направлении резкого усиления протекционизма, однако здесь легко заметить известное циклическое движение. Каждая большая депрессия вызывала новую вспышку протекционизма, тогда как периоды процветания обычно характеризовались небольшими отступлениями в направлении расширения свободы торговли.
Можно представить себе, что одной отдельной стране посредством политики повышения тарифов в тяжелые времена и снижения их в периоды благополучия удастся смягчить воздействие на нее мировых экономических циклов, однако если бы такая политика проводилась одновременно всеми странами, то это привело бы к прямо противоположным последствиям. Повышение таможенных тарифов означает ограничение возможностей для осуществления капиталовложений потенциальными импортерами. Деньги, которым не дают уйти из страны, частично тезаврируются. Спрос на иностранные изделия снизится в большей мере, чем возрастет спрос на отечественную продукцию; и если подобного рода политику проводят повсеместно все страны, депрессия еще больше усилится во всем мире в целом и, весьма вероятно, также в каждой отдельной стране. По аналогичным причинам политика снижения тарифов в периоды подъема, осуществляемая одновременно всеми странами, не приведет к устойчивости совокупного платежеспособного спроса, но скорее создаст дополнительный стимул к расширению деловой активности в каждой стране.
§ 3 ВЛИЯНИЕ ЛОКАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИЙ, КРЕДИТА И БАНКОВСКОГО ДЕЛА; НЕСОВЕРШЕННАЯ МОБИЛЬНОСТЬ КАПИТАЛА
Уравнение ставки процента
В предыдущем разделе мы ввели в наше описание циклического движения влияние неравномерного распределения ресурсов и издержек на транспортировку товаров и услуг. Однако до сих пор мы предполагали при этом наличие единой системы денежного обращения в пределах всей рассматриваемой территории. Это допущение мы оставим в силе и в этом разделе. Кроме того, мы исходили из допущения совершенной мобильности капитала. Последнее мы теперь отбросим и вместо него введем допущение более или менее полной локализации инвестиций и банковской деятельности, другими словами, мы предположим наличие несовершенной мобильности капитала.
Исследуем сначала точное значение неполной и полной мобильности капитала. Под полной мобильностью капитала мы понимаем совершенную мобильность ссудных фондов, иначе говоря, такое положение дел, при котором ссудные фонды притекают в те районы мира, где на них имеется наибольший спрос, или, вернее, при котором эти фонды распределяются по разным странам таким образом, что ставки процента вообще - или, точнее говоря, ставки процента по займам различного типа на одинаковые сроки с одинаковой тепенью риска - устанавливаются повсюду на одном и том же уровне.
Мобильность капитала и мобильность товаров
Следует отметить, что полная мобильность капитала, т. е. полное уравнивание ставок процента в различных районах, не несовместима с высокими и даже запретительными транспортными расходами (включая искусственные расходы, такие, как пошлины) на товары вообще и капитальные товары в частности. Предположим, что транспортировка капитальных товаров всякого рода между двумя странами, А и Б, совершенно невозможна и что торговля между ними ограничивается исключительно потребительскими товарами. Если валюта обеих стран прочно основана на золоте и если в обеих странах существует одинаковое положение в области этики должников, правовой защиты инвесторов и возможностей контроля над инвестициями, то нет причины, почему бы инвесторам страны с более низкой ставкой процента не направить свои инвестиции в другую страну. Тогда произойдет полное уравнивание ставки процента и капитал в конечном итоге будет переведен в форме потребительских товаров и предметов роскоши. За исключением самого крайнего случая, когда отсутствует какой бы то ни было обмен товарами или услугами (случай, на котором нам не стоит здесь останавливаться), несовершенная мобильность товаров не уменьшает непосредственно мобильности капитала. Однако нельзя отрицать того, что усиливающиеся ограничения движения товаров и услуг косвенно влияют на ограничение движения капитала и делают капиталовложения за границей все более рискованными. Если объем торговли между двумя странами велик и если они обмениваются или могли бы обмениваться многими товарами, то перевод определенного количества фондов для инвестирования (капитала в денежной форме) окажет незначительное влияние. Небольшого расширения деловой активности в одной стране по сравнению с другой будет достаточно, чтобы привести к возникновению экспортных излишков в стране, вывозящей капитал. Если же, с другой стороны, объем торговли сравнительно невелик, то движение такой же суммы денежного капитала вызовет более сильное расширение деловой активности и, быть может, резкое повышение цен в одной стране и сокращение деловой активности и резкое падение цен - в другой. Другими словами, при большом объеме внешней торговли и тесных экономических связях между двумя странами отлив денег из одной страны для их вложения в другой стране вскоре прекратится, и в результате увеличения экспорта или уменьшения импорта деньги вернутся в первую страну. Если же объем торговли незначителен, эти деньги вернутся не так скоро. Спад в стране, экспортирующей капитал, может привести к повышению процентной ставки и тем самым, по крайней мере на данное время, свести на нет побудительные мотивы к миграции капитала. Но этот спад может также вызвать бегство капитала за границу и ускорить наступление кризиса.
В особом случае, когда между двумя странами вообще невозможен обмен товарами или услугами, перевод денежного капитала окажет чисто инфляционное действие в одной стране и дефляционное - в другой; но даже и тогда возможность перевода капитала не исключена, хотя трудно установить, каким образом в этом случае сможет произойти уравнение процентных ставок на длительный срок, если не предположить, что ставку процента можно будет постоянно снижать путем денежной инфляции или постоянно повышать путем дефляции.
Вышеизложенное можно суммировать следующим образом. Чем меньше объем торговли между двумя странами, тем сильнее будет - в результате движения известной суммы денежного капитала - инфляция в стране-заемщике и дефляция в стране-заимодавце или, если будет допущено изменение валютных курсов, тем сильнее будут колебания курсов иностранной валюты, Если это обстоятельство непосредственно не положит конец тенденции капитала к миграции, оно по меньшей мере побудит к государственному вмешательству, например введению моратория на переводы платежей и т.д., и поэтому косвенно окажет пагубное действие на иностранные капиталовложения.
Причины различий в ставках процента
После этого отступления мы обратимся снова к нашей основной теме. Общеизвестно, что уравнение процентных ставок между отдельными странами в действительности не является типичным. Напротив, мы наблюдаем в этой области постоянные, иногда очень большие расхождения. Мобильность капитала обычно далеко не совершенна. Люди предпочитают вкладывать деньги внутри своей страны в землю, в капитал в вещественной форме, в право собственности на имущество, в долговые обязательства и т. п., даже в случае, если процент, который они могут при этом получить, значительно меньше того, что им могли бы принести равноценные капиталовложения за границей. Причины этого достаточно очевидны. Отчасти это причины, так сказать, материального порядка. Издержки на транспортировку и на средства связи затрудняют личный надзор, который обычно необходим для получения максимального дохода от вложений капитала в вещественной форме, в то же время они усугубляют трудности получения из первых рук сведений о хозяйственной конъюнктуре и политическом положении в других странах; а это необходимо для того, чтобы рассеять неуверенность в отношении деловых предложений и стоимости акций. Но в общем и целом, препятствия, стоящие на пути международного кредитования и инвестиций, имеют не столько материальный, сколько политический, социальный и институциональный характер. Незнание иностранных языков, недостаточность правовой защиты, риск, связанный с возможностью введения ограничения переводов прибылей или прямой конфискации имущества, и - мы несколько забегаем вперед - боязнь неустойчивости валют являются в настоящее время, несомненно, более важными факторами, чем фактические расстояния.
Изменения в мобильности капитала
Здесь мы не занимаемся вопросом о влиянии, которое отсутствие мобильности капитала оказывает с течением времени на экономическую структуру мира и на экономическое развитие стран, импортирующих и экспортирующих капитал. Мы не пытаемся ответить на вопросы, каково, например, было бы положение мира в настоящее время, если бы не было того массового движения капитала, которое имело место в XIX и XX вв. Нас интересуют здесь следующие вопросы:
а) ближайшие последствия введения, отмены, усиления или ослабления препятствий к движению капитала между странами и б) изменения, которые вызываются в кратковременном цикле расширения и сокращения деловой активности самим фактом наличия известной локализации инвестиций, кредита и банковского дела.
На основе изложенного выше анализа характера и причин циклического расширения и сокращения деловой активности можно сравнительно легко ответить на первый вопрос. Ответ, разумеется, не может быть дан в форме краткой и исчерпывающей формулы; каждый случай следует рассмотреть в отдельности. Но мы можем в общих чертах указать, какие факторы следует при этом принять по внимание. Сначала мы должны, очевидно, провести различие между влиянием, которое эти препятствия к движению капитала оказывают на страну, экспортирующую капитал, и влиянием, которое они оказывают на страну, импортирующую капитал, и в каждом случае мы должны установить, на какой фазе цикла происходит данное изменение. Какое влияние эти изменения окажут на предложение фондов для инвестирования и на уровень процента в обеих странах? Несомненно, что введение (отмена) ограничений движения капитала приведет к снижению (повышению) ставки процента в стране, экспортирующей капитал, и к повышению (снижению) ее в стране, импортирующей капитал. Как будет реагировать спрос на фонды для инвестирования на это изменение в сфере предложения? Последнее в свою очередь будет зависеть от того, на какой фазе цикла это произойдет. Таким образом, конечный результат может быть различным в зависимости от обстоятельств. Но мы можем указать, какие обстоятельства определяют этот результат в каждом отдельном случае.
Тенденция к торможению местных бумов и депрессий
Теперь мы обратимся ко второму вопросу - к вопросу о влиянии, которое оказывает известная степень локализации инвестиций, кредита и банковского дела. Это влияние можно наиболее отчетливо выявить, предположив существование настолько сильной тенденции к локализации, что какое бы то ни было кредитование или капиталовложения вне пределов района или страны абсолютно исключены. При таком положении общий мировой рынок капитала (т. е. фондов для инвестирования) будет разделен по географическим районам или по странам на совершенно изолированные секции. Процентная ставка в каждой стране или шкала ставок будет различна, ее уровень будет определяться местным спросом на фонды и местным предложением их. Помимо других обстоятельств, местное предложение будет зависеть от имеющейся в стране денежной массы, на основе которой создана, как мы можем предположить, более или менее развитая структура кредита. Какое влияние подобное положение окажет на длительность и размах циклов в различных странах?
На этот вопрос опять-таки нельзя ответить единой формулой. С одной стороны, локализация кредита имеет тенденцию тормозить местные бумы и депрессии. Предположим, что где-либо начался бум в местных масштабах вследствие того, например, что увеличился спрос на экспортные товары данного района или возник чисто внутренний стимул к инвестициям. При наличии действующего международного рынка капитала имеется возможность в таком случае привлечь средства со всего мира. Процентная ставка повысится значительно медленнее, чем в условиях, когда налицо имеются только местные средства. Несовершенная мобильность капитала может также ослабить местную депрессию или сократить ее продолжительность. Если фонды для инвестирования при незначительном спросе на них не могут уйти из страны, то это приведет к такому снижению процентной ставки, что возможности оживления увеличатся.
Оговорки
С другой стороны, в отношении этого принципа следует сделать много оговорок. Бум, подобно пожару, легче потушить в тех случаях, когда запасы воспламеняющихся материалов ограниченны; однако может случиться, что причины, вызывающие пожар, доставляют одновременно и воспламеняющийся материал. Если бум вызван увеличением спроса за границей на товары данной страны, то прилив денег приведет к увеличению предложения фондов для инвестирования, а также и спроса на них, и это может - в условиях локализованного кредита - привести к тому, что ставка процента упадет ниже того уровня, который установился бы, если бы был возможен экспорт капитала. Точно так же депрессия, вызванная неблагоприятным изменением спроса на мировом рынке, может обостриться из-за уменьшения предложения фондов для инвестирования в результате отлива денег из страны.
Но даже если мы ограничим обобщение по вопросу о смягчающем влиянии локализации кредита на бум и депрессию теми случаями, когда внешние причины отсутствуют или играют незначительную роль, то и тогда это обобщение применимо только к относительным бумам и депрессиям; другими словами, страна страдает от отсутствия движения капитала тогда, когда она процветает больше, чем другие страны. Если движение капитала возможно, то во время общего мирового бума может происходить отлив средств из стран, которые хотя и переживают циклический подъем, однако являются менее обещающей сферой для инвестиций, чем другие страны. Мы увидим, что все то, что имеет тенденцию помешать такому движению, может в этих условиях продлить срок процветания некоторых стран, укорачивая в то же время этот срок для других. Подобным же образом локализация кредита может затормозить депрессию в странах, где она наиболее сильна, и в то же время продлить ее в странах, где она слабее.
Описывая действие этого общего принципа, следует, кроме того, внести оговорку, учитывая случаи, когда движение экспорта и импорта капитала обусловлено не просто циклическими явлениями, а длительной тенденцией. Положим, что в некоторых странах предложение фондов для инвестирования имеет тенденцию в общем и целом - считая все фазы цикла - превышать спрос
на него, вследствие чего процентная ставка устанавливается там на более низком уровне, чем в других странах. Если экспорт капитала возможен, он будет осуществляться. Если нет, то часть средств будет вкладываться внутри страны, вызывая снижение ставки процента, тогда как другая часть средств будет омертвлена в виде накоплении тезаврированных денег и резервов наличных денег.
Если взять среднюю за благоприятные и неблагоприятные годы, то накопления тезаврированных денег будут большими при локализованном, чем при нелокализованном кредите. Но эти тезаврированные деньги могут быть инвестированы внутри страны в периоды бума. Наличие их обеспечивает довольно эластичное предложение фондов для инвестирования из отечественных источников. Можно даже предположить, что локализация кредита, содействуя накоплению тезаврированных денег в развитых странах, которые в противном случае экспортировали бы капитал, может способствовать более эластичному предложению фондов для инвестирования, предоставляемых в распоряжение предпринимателей этих стран, и что предложение это было бы менее эластичным, если бы международное движение капитала было возможным.
Влияние локализации кредита на распространение циклических движений
После того как мы попытались дать беглый очерк влияния локализации кредита на циклические движения в отдельных странах, перейдем к вопросу о ее влиянии на распространение циклических движений из одной страны в другую. Предположим, что в стране А возникли возможности для капиталовложений и что там начинается бум, сопровождающийся повышением процентных ставок. В условиях совершенного мирового рынка капитала это означало бы отлив капитала из других стран, повышение в этих странах процента. В то же самое время увеличился бы экспорт в страну А из других стран, что повлекло бы за собой увеличение спроса на фонды для инвестирования и уменьшение предложения этих фондов. В общем и целом нельзя сказать,
перевесит ли инфляционное влияние первого обстоятельства дефляционное влияние второго. Если же, с другой стороны, движение капитала невозможно, то последствия, к которым приведет бум в стране А, совершенно очевидны. Торговый баланс А станет менее благоприятным, и деньги будут уходить за границу, в результате чего там увеличится предложение фондов для инвестирования, а также спрос на них.
Из этой аргументации как будто бы следует, что локализация кредита является фактором, способствующим распространению процветания и депрессии из одной страны в другую. Но даже в случае, рассмотренном выше, это не всегда верно. На предыдущих страницах мы указывали, что в общем и целом - хотя тут и имеются исключения - локализация кредита ограничивает распространение бумов и депрессии. Поскольку она оказывает такое влияние, она также ограничит рост импорта в страну А, который будет иметь место в ней на фазе подъема, и тем самым ослабит силу фактора, стимулирующего деловую активность во внешнем мире. Если бы в страну А могли быть переведены средства из внешнего мира, то увеличение в ней капиталовложений отразилось бы на ее импорте, вызвав тем самым увеличение спроса на товары во внешнем мире. С другой стороны, перевод средств уменьшит предложение фондов для инвестирования во внешнем мире; однако можно предположить, что последнее обстоятельство будет играть менее важную роль, чем первое. Это скорее всего будет иметь место в том случае, когда во время депрессии предложение ссудных фондов будет очень эластичным, поскольку процентная ставка вследствие весьма слабого спроса достигнет самого низкого уровня (возможного при существующих порядках институционального характера). Таким образом, локализация кредита легко может препятствовать распространению бума, предотвращая самый бум.
Международное перемещение спроса на товары
Изменения, происшедшие в результате перемещения спроса на товары одной страны к товарам другой, могут привести к различным последствиям, что обусловливается значительными различиями в организации мирового рынка капитала. Неравномерное развитие кредита в различных частях света означает, что всякое изменение торгового баланса в пользу страны с относительно высокоразвитой кредитной структурой окажет ceteris paribus (при прочих равных условиях – лат.) чисто инфляционное влияние на мир в целом.
Но, помимо этой неравномерности в развитии кредита, движение средств от одного национального кредитного рынка к другому, вызванное изменениями в направлении внешней торговли, должно будет само по себе оказывать влияние. От политики центральных банков, от степени уверенности банков и их ликвидности, от эластичности спроса на кредит со стороны промышленности зависит, будет ли это влияние способствовать увеличению денежной массы или дефляции. Все эти условия сами в значительной степени зависят от фазы цикла, на которой находятся данные страны в момент, когда происходит изменение спроса. В частности, всякое очень сильное отклонение в спросе отдельных стран, которое может произойти в течение мирового экономического цикла в результате войны или больших колебаний в урожае, вероятно, окажет дефляционное влияние. Страна, теряющая деньги, будет, возможно, вынуждена сократить денежную массу, тогда как
страна, в которую притекают деньги, не сможет сразу же использовать свои новые средства для капиталовложений.
Мобильность капитала по секторам
Соответственно с целью нашего изложения мы сопоставили пока два крайних случая: с одной стороны, положение, при котором вообще отсутствуют международный кредит и инвестиции, и, с другой стороны, мировое хозяйство, в котором не существует никаких препятствий к движению фондов для инвестирования из одного района в другой. В действительности международное кредитование и инвестиции, разумеется, обычно осуществляются в известных размерах, хотя в целом люди в большей степени склонны предоставлять ссуды и инвестировать средства и пределах своей страны, что препятствует полному уравниванию процентных ставок в различных странах.
Для того чтобы рассмотреть более подробно эти промежуточные случаи, мы должны исключить упрощающее допущение, что рынок фондов для инвестирования совершенно однороден. В действительности существует множество отдельных подрынков. Заем одного типа не может полностью заменить другой. Поэтому не удивительно, что рынки для размещения определенного вида займов значительно чаще выступают как международные рынки капитала, чем рынки для займов иного вида. Например, некоторые государственные облигации легко распространяются на мировом рынке, тогда как мелкие дельцы вынуждены брать взаймы у тех лиц, которые их знают и имеют возможность истребовать в законном порядке возмещение, если долги не будут уплачены. Из соображений надежности некоторые категории деловых обязательств находятся исключительно в руках сограждан заемщиков.
Другой фактор, тесно связанный с обеспечением возврата, - это ликвидность, или быстрая реализуемость, - качество, которое до некоторой степени делает долговые обязательства заменителями денег. Очевидно, что удобнее держать свои деньги на текущем счету в местном банке, чем в банке, находящемся за границей. Кроме того, тот факт, что люди предпочитают покупать местные ценные бумаги, служит сам по себе веским основанием для того, чтобы всякий держал ту часть своего состояния, которую он хочет иметь "ликвидной", в форме прав на востребование уплаты на месте.
Мобильность краткосрочного и долгосрочного капитала
Поэтому верно, что даже в такие периоды, когда, возможно, происходят значительные международные передвижения капитала, денежный поток из страны А в страну Б, определяемый расчетами по текущим операциям, т. е. уплатой за услуги и товары, экспортированные из страны Б сверх ее импорта, приведет к уменьшению предложения фондов для инвестирования в стране А и к увеличению их предложения в стране Б. Если бы рынок капитала был международным во всех своих ответвлениях, этого бы не случилось. В стране Б увеличилось бы предложение фондов для инвестирования, но эти средства были бы доступны для предпринимателей любой страны.
В действительности, однако, добавочная сумма денег в стране Б будет депонирована в банках и вызовет увеличение банковских ссуд промышленности и учетному рынку, а также увеличение банковских портфелей ценных бумаг. Если учетный рынок в стране Б пользуется международной репутацией, то низкий учетный курс может привлечь туда экспортеров из А и других стран, стремящихся извлечь выгоду из низких учетных ставок. Точно так же повышение в результате банковских закупок цен на облигации в Б может облегчить другим странам размещение в Б новых выпусков ценных бумаг, а кроме того, побудить держателей облигаций страны Б обменять их на облигации других стран. Обратный процесс будет происходить в А. Таким образом, часть денег, ушедшая из А по расчетам по текущим операциям, "просочится" в нее обратно по статьям движения капиталов; при этом, однако, благоприятное влияние на возможности получения кредита заемщиками в стране Б и неблагоприятное влияние в этом отношении в стране А не будут полностью сведены на нет.
Для упрощения, быть может, будет допустимо предположить, что существует мировой рынок долгосрочных облигаций и акций, но что оборотный капитал каждая страна должна себе обеспечивать за счет внутренних источников. Мы можем предположить, взяв в качестве примера две страны - А и Б, что в А возникли возможности для использования долгосрочных фондов
независимо от того, возникли ли эти возможности в связи с реальными капиталовложениями или в связи с биржевым бумом. В любом случае это вызовет приток из страны Б в А ссудных фондов, причем сумма их может превысить пассив торгового баланса, который, вероятно, образуется но мере роста доходов в стране А. Если бы все сектора рынка капитала имели международные масштабы, то бизнесмены страны Б потерпели бы ущерб от повышения процентных ставок, вызванного увеличением спроса в стране А на ссудные фонды, и получили бы выгоды благодаря увеличению спроса в стране А на товары из страны Б. Однако при данных предполагаемых обстоятельствах они будут испытывать дополнительное затруднение, так как приток денег из Б в А побудит банки в Б ограничить кредит, и это может привести к тому, что недостаток оборотного капитала в Б будет ощущаться сильнее, чем в А.
Циклические изменения в мобильности капитала
Даже в тех секторах рынка капитала, которые по своему охвату могут быть отнесены к международным рынкам в большей мере, чем другие сектора, масштабы этого охвата зависят от меняющихся со временем факторов, как-то от политики правительств и степени уверенности отдельных лиц. Вероятно, можно сделать обобщение, что во время спада в ходе мирового экономического цикла, когда уверенность инвесторов находится на ущербе, последние избегают предоставлять скорее внешние займы как более рискованные, чем размещать займы внутри своей страны; таким образом, основная тяжесть депрессии приходится главным образом на страны-заемщики, тогда как положение стран, являющихся обычно экспортерами капитала, несколько
облегчается благодаря улучшению их платежного баланса. Однако роль движения капитала в ходе мирового экономического цикла в значительной степени определяется состоянием валютных курсов. К рассмотрению этого вопроса мы теперь и перейдем.
Резюме
Заключение, которое можно вывести из анализа, приведенного в этом разделе, сводится в общих чертах к следующему. Локализация инвестиции и кредита оказывает на циклическое движение многообразное влияние. Иногда локализация имеет тенденцию тормозить местные бумы и депрессии, иногда она оказывает противоположное влияние. Все зависит от отдельных элементов, из которых складывается общее экономическое положение. В то время как можно сказать, что наличие транспортных издержек (т. е. известная локализация отдельных товаров) определенно вызывает нарушение единообразия в циклическом движении в мире и делает возможными местные бумы и спады, то относительно локализации капиталовложений и кредита такое общее утверждение было бы неправильно. При данных транспортных расходах и географическом распределении ресурсов нельзя сказать, что большая мобильность капитала ведет к синхронизации циклического движения во всех странах, но нельзя также утверждать обратное.